Открытие залежей известняка в начале 30-х годов XX века стало важным событием и на долгие годы определило направление развития наших мест. Разведка показала перспективность месторождения для промышленного использования. В 1934 году геологом Б.К.Артемьевым произведен подсчет запасов известняка. Пикалевский известняковый карьер Ленинградского треста "Ленвяжпром" начал выдавать известняк. Первым предприятием Пикалева был цементный завод. 22 сентября 1934 года народный комиссар тяжелой промышленности СССР Г. К. Орджоникидзе подписал приказ о его строительстве. В 1935 году начато строительство цементного завода проектной мощностью 240 тыс. тонн цемента в год. Жители сел, на территории которых вырос поселок, стали первыми рабочими завода. Многие из них были выпускниками местной школы.
Вместе с заводом строился поселок. Деревня Пикалево располагалась в нескольких километрах к северо-западу от нынешнего города, по названию деревни была обозначена и выстроенная в начале XX века на железной дороге Санкт-Петербург - Вологда железнодорожная станция. Теперь Пикалево должно было стать не только пристанционным, но и рабочим поселком. К 1940 году в Пикалеве было построено кирпичное здание средней школы на 400 мест, детский сад, хлебопекарня, возводились двух- и трехэтажные дома.
С началом войны строительство в посёлке Пикалёво, население которого достигло 3-х тысяч человек, прекратилось. Оборудование цементного завода было демонтировано и отправлено в глубокий тыл страны - Красноярск. В ноябре 1941 года противник захватил город Тихвин и оказался в 40 километрах от станции Пикалёво, ставшей прифронтовой и конечной. Здесь формировались войска для нанесения ударов по врагу и готовящегося освобождения Тихвина. В годы войны в посёлке Пикалёво располагались две стационарные авиационные мастерские, два эвакогоспиталя, прифронтовой склад боеприпасов, обеспечивающий военно-воздушные силы Краснознамённого Балтийского флота. Особенно ответственные задачи стояли в те дни перед железнодорожниками. Фашистская авиация постоянно бомбила дорогу, но, несмотря на это, работники станций Пикалево, Большой Двор, Ефимовская четко и мужественно несли службу. Под градом осколков бомб они растаскивали горящие вагоны, спасали раненых, устраняли повреждения станционных устройств, ремонтировали разбитые пути. Железнодорожная станция Пикалево сыграла свою роль в освобождении Тихвина. Необходимо было освободить этот город, чтобы наладить снабжение Ленинграда продовольствием. Прямо с парада в Москве 7 ноября 1941 года под Тихвин были направлены два батальона и 65-я стрелковая дивизия под командованием полковника П. К. Кошевого. Пополнение, прибыв на станцию Большой Двор и в Пикалево, с ходу участвовало в сражении за Тихвин, закончившемся победой советских войск.
В 1944 г. приняты Постановления Государственного Комитета Обороны о восстановлении Пикалевского цементного завода и строительстве шиферного завода. После победы над фашистской Германией цемент был нужен стране в огромном количестве: надо было восстанавливать разрушенное, строить новое. На Пикалевский цементный завод пришли работать колхозники окрестных сел, выпускники школ фабрично-заводского ученичества. Строители, возрождавшие заводские корпуса, тоже учились заводским специальностям. 21 декабря 1949 г. на цементном заводе получен первый цемент. 27 декабря 1949 года была сдана в эксплуатацию первая технологическая линия по выпуску цемента. В 1950 году была пущена в работу вторая линия, 18 декабря 1951 года - третья. Мощность завода достигла проектного уровня: 280 тысяч тонн цемента в год. Однако потребность в продукции завода возрастала с каждым годом и требовала дальнейшего расширения Пикалевского цементного завода. Строительство глиноземного завода в Пикалеве, его история начинается с первых послевоенных лет. В 1948 г. принято Постановление Совета Министров СССР № 2811 от 28.07.1948 о строительстве Пикалевского глиноземного завода проектной мощностью 100 тыс. тонн глинозема в год. Сырьем для получения глинозема должен был служить нефелиновый концентрат Кольского полуострова. Место для строительства завода было выбрано на базе крупного месторождения известняка, исходя из того, что для производства глинозема требуется известняка в 2 раза больше, чем нефелина.
На новом заводе предстояло так организовать производство, чтобы из нефелинового сырья помимо основного продукта - глинозема - получались бы еще и кальцинированная сода, поташ, цемент. Поташ в то время был особенно дефицитен (этот продукт используется в кожевенной, стекольной, радиопромышленности и т. п.). До войны поташ в нашей стране производил (из скорлупы подсолнечника) лишь один завод.
Строительство Пикалевского глиноземного завода велось с 1949 по 1959 г. Первым директором строящегося завода был Фальши Федор Григорьевич, ранее работавший на Богословском алюминиевом заводе. Глиноземный завод строил коллектив треста № 30. Он же возводил город Пикалево. Еще до полного завершения строительства каждый блок завода, вводимый в строй, давал продукцию. Одновременно готовились кадры для нового производства. Семьсот человек поступили в конце 1958 года на курсы, которые подготовили рабочих самых нужных профессий - транспортерщиков, пневматорщиков, насосчиков, слесарей. Около шестисот выпускников средних школ были обучены в Волховском техническом училище специальностям спекальщика, автоклавщика, мельника, фильтровщика.
Сложное дело - пуск. Сколько поправок вносится, сколько переделывается технологических схем - не все можно учесть и предвидеть в проекте. Главный инженер завода тех лет Николай Степанович Шморгуненко на Волховском алюминиевом заводе осваивал производство глинозема из нефелинов, его опыт был ценнейшим для нового предприятия. Лауреат Государственной премии Николай Степанович Павлов, возглавлявший Тихвинский глиноземный завод, консультировал коллег. В 1959 году две технологические линии первого блока дали продукцию. С тех пор процесс производства глинозема постоянно совершенствуется, механизируется и автоматизируется.
Мощность цементного завода также постоянно наращивалась. В связи со строительством глиноземного завода и ТЭЦ все более полно использовалось местное сырье: для приготовления цемента пошли зола, получаемая после сжигания угля в топках ТЭЦ, шлам, остающийся при переработке нефелинов в глинозем. Было налажено использование промышленной воды.
Стремление к комплексному использованию сырья явилось основой для создания шиферного завода в 55 тысяч условных плиток шифера в год. Его строительство начато в 1945 году, первый участок шиферного производства сдан в эксплуатацию 30 июля 1950 года. Его продукцией стал волнистый шифер марки "ВО". В 1946 году Пикалево было отнесено к категории рабочих поселков, а в декабре 1954 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок был преобразован в город районного подчинения.
материал добавлен с сайта:pikalevo50.narod.ru